Рады приветствовать
на сайте нашей конференции
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТР ТС 021/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ» В РОССИЙСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТР ТС 021/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ» В РОССИЙСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Б.Б. Тихонов1, Н.А. Тихонова2

1ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», Тверь, Россия

2ОАО «Волжский пекарь», Тверь, Россия

E-mail: tiboris@yandex.ru

 

Как известно, с 1 января 2015 года полноправно начало существовать Евразийское экономическое сообщество, правопреемник Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Однако процесс создания единой системы технического регулирования в рамках этого сообщества ведется уже несколько лет. С 1 июля 2013 года на территории Таможенного союза одновременно вступили в действие сразу несколько технических регламентов (ТР ТС), регулирующих безопасность пищевой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств и требования к их маркировке. При разработке технических регламентов за основу были взяты временные «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» осени 2011 года. Практика применения ТР ТС оказалась достаточно болезненной для всех участников процесса технического регулирования пищевой продукции (производителей, надзорных органов, органов по сертификации). Изготовителям пищевой продукции еще длительный период придется «лавировать» между законодательством Таможенного союза и национальным законодательством. Не в лучшем положении находятся и надзорные органы, которые не уполномочены трактовать или разъяснять требования технических регламентов Таможенного союза, но обязаны действовать в порядке, установленном федеральными законами и постановлениями правительства. ТР ТС стали одновременно и настольной книгой, и головной болью для специалистов, работающих в продовольственной отрасли. Изучение требований и внедрение регламентов выявило значительное количество недоработок, разночтений, расхождений по требованиям безопасности к объектам технического регулирования. Скорее всего, все эти упущения со временем будут учтены и найдут свое отражение в Изменениях к техническим регламентам Таможенного союза. Однако внесение поправок в ТР ТС – процедура чрезвычайно длительная. Поэтому в данный момент решение проблем проводится в индивидуальном порядке с участием сотрудников производителей, надзорных органов и других заинтересованных сторон.

Наиболее серьезные сложности возникают у производителей и надзорных органов при применении требований ТР ТС 021/2011. В соответствии с требованиями этого регламента, при осуществлении процессов производства пищевой продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП. За невыполнение указанных требований органы государственного контроля (надзора) в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» могут приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. При этом решением Евразийской экономической комиссии был введен переходный период до 15 февраля 2015 года для перехода предприятий на новые требования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2013 года № 745  контроль за соблюдением ТР ТС 021/2011 осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия (Роспотребнадзором) человека в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Кроме того существует приказ руководителя Роспотребнадзора от 09.09.2013 № 650 о необходимости организации систематического наблюдения за исполнением, а также анализом состояния исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Однако практика показывает, что эффективному выполнению контроля мешает целый ряд объективных и субъективных причин:

1) Основной причиной является некомпетентность руководителей и сотрудников надзорных органов в вопросах обеспечения безопасности пищевых продуктов. Большинство из них имеют поверхностное представление о системе HACCP и не могут осуществить полноценный контроль за его внедрением, как того требует ТР ТС 021/2011. Работа ведется «по старинке» - по СанПиНам, зачастую с прямым игнорированием требований ТР ТС.

2) Чрезмерная загруженность сотрудников надзорных органов приводит к формальным отпискам, а не реальному решению проблем. Кроме того, по этой же причине надзорные органы оказались неспособны выполнить возложенную на них правительством разъяснительную функцию по ТР ТС.

3) Недостаточная мотивация сотрудников надзорных органов.

4) До января 2015 года сотрудники надзорных органов не могли посещать пищевые предприятия и предприятия торговли без предупреждения (только с предварительным письменным уведомлением), в связи с чем проверяемые организации успевали должным образом подготовиться к проверкам и они не приносили результата.

5) Недобросовестность производителей пищевой продукции, старающихся любыми способами избежать ответственности за несоблюдение требований ТР ТС.

Кроме того, полноценному применению ТР ТС на предприятиях пищевой промышленности мешает недостаточная обеспеченность пищевой отрасли нормативными и методическими материалами, разъясняющими требования регламентов, а также неопределенность и неоднозначность трактовки некоторых норм ТР ТС. Размытые формулировки в существующих на настоящий момент редакциях ТР ТС  порождают много домыслов и противоречий. Например, эффективность применения ТР ТС 021/2011 снижают недоработки в терминах. В частности, регламент содержит определения «обогащенная пищевая продукция», «компонент пищевой продукции», «нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах», но не содержит определений «витаминно-минеральные премиксы или смеси», объединяет определения «биологически активные вещества» и «биологически активные добавки».  Также остается не до конца ясным вопрос о подтверждении соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств.

Также обращает на себя внимание неправильное восприятие производителями и надзорными органами пищевой продукции переходного периода, касающегося применения ТР ТС. Для принятых ТР ТС решением ЕЭК установлен переходный период до 15 февраля 2015 года (для «мясного» и «молочного» регламентов - 31 декабря 2015 года), когда еще действуют уже полученные документы о подтверждении соответствия. Большинство производителей, имеющих на руках декларации о соответствии, полученные по старым правилам, отложили внедрение требований ТР ТС 021/2011 на последний момент, не учитывая тот факт, что, например, полноценное внедрение HACCP на предприятии, по мнению специалистов в данной области, занимает от 1 до 2 лет. В результате большинство производителей пищевой продукции не могут быть на 100% уверены в получении документов о подтверждении соответствия на свою продукцию, так как не учли этот факт.

Органы по сертификации также оказались не готовы к полноценной работе по ТР ТС. Несмотря на Решение ЕЭК о том, что до 1 июля 2013 года органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работы по оценке (подтверждению) соответствия, должны были быть обеспечить готовность к регистрации деклараций о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011, большинство из этих органов проигнорировали данное решение. У производителей возникает все больше вопросов, на которые им никто не может ответить.

Ситуацию для производителей пищевых продуктов осложняет еще и тот факт, что крупнейшие предприятия розничной торговли, занимающие большую долю рынка (например, «Магнит», X5 Retail Group и т.д.), в последнее время в работе в поставщиками пищевой продукции продукции используют наиболее объективный элемент проверок – так называемые «аудиты второй стороны». Компетентные представители ритейлеров выезжают на предприятия-поставщики и лично проверяют выполнение выставляемых требований. При этом необходимым условием для работы с большинством ритейлеров является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества и безопасности продукции поставщика требованиям ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005, соответственно.

Таким образом, у производителей пищевой продукции возникает «жизненная» необходимость полноценного внедрения на предприятии системы менеджмента качества и HACCP, так как без этого продукция предприятия не сможет занять свое место на рынке. И, если внедрение требований ISO 9001:2008 уже практически стало нормой для российских производителей, то HACCP вызывает у них еще очень много вопросов. По-видимому, назрела необходимость в разработке методических рекомендаций, ГОСТа или серии ГОСТов по порядку разработки системы HACCP. Для решения этой проблемы 23 октября 2014 года ЕЭК утвердила Типовую программу обучения для подготовки специалистов в сфере разработки, внедрения и поддержание системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах HACCP.

Таким образом, эффективное применение на российских пищевых предприятий группы технических регламентов Таможенного союза, введенных в действие в последние несколько лет, сопряжено с достаточно серьезными трудностями, которые невозможно устранить в одночасье. Решение этих проблем предполагает конструктивный диалог производителей, надзорных органов и Евразийской экономической комиссии по целому ряду вопросов. Сложившаяся ситуация требует скорейшего решения, потому что касается обеспечения безопасности пищевой продукции, и, соответственно, здоровья населения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

2. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2013 года № 745 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»».

3. Приказ руководителя Роспотребнадзора от 09.09.2013 № 650 «О контроле (надзоре) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

4. «Типовая программа обучения для подготовки специалистов в сфере технического регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза по курсу «Разработка, внедрение и поддержание системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП, и оценка ее соответствия требованиям технического регламента ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)» от 23 октября 2014 года.

,"serif"'> Сотрудникам приходится проходить специальное обучение.

 

Конечно, сертификат можно быстро оформить через ряд компаний, но их не признают уважающие себя игроки рынка. Важно, чтобы сертификацию проводила аккредитованная компания. Признаваемых органов по сертификации в мире не так уж и много - основными являются BVC, DNV, TUV, LRQI, SGS, Moody Intertek, DQS. Процесс сертификации не быстрый и требует внедрения ряда изменений и инвестиций в менеджмент, в оборудование и технологии производства, а самое главное, в сознание работников.

На сегодняшний день ОАО «Волжский пекарь» прошёл ресертификационный аудит по ISO 9001 и первый этап сертификационного аудита по ISO 22000 в международном органе по сертификации, входящем в рейтинговую систему IQNet.

Важной составляющей успеха в управлении качеством продукции является постоянный процесс повышения квалификации сотрудников. ОАО «Волжский пекарь» уделяет особое внимание обучению персонала. Наши сотрудники регулярно обмениваются опытом со своими коллегами как в России, так и за рубежом. Положительные результаты обучения подтверждены соответствующими сертификатами, аттестатами, а также результатами внутренних и внешних аудитов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sinergetika (12.11.2015)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar