Главная » Статьи » Мои статьи |
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И БИОБЕЗОПАСНОСТЬ
С.Е. Дромашко Национальный координационный центр биобезопасности при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь E-mail: S.Dromashko@igc.bas-net.by
Проблемы сохранения биоразнообразия и биологической безопасности в настоящее время уже не являются только научными проблемами – они поднялись на уровень первостепенных задач государств и международных организаций, в обязанности которых входит обеспечение благоприятных условий для жизни населения на планете Земля. Важнейшими документами, регламентирующими деятельность по сохранению биологического разнообразия и организации системы биобезопасности, являются Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), Картахенский протокол по биобезопасности к КБР (КПБ), Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к КБР (НПГР) и Орхусская конвенция (ОК). 1. Конвенция о биологическом разнообразии – исторически первый международный документ в этой области, открытый для подписания на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (встреча на высшем уровне «Планета Земля») в июне 1992 г. [1]. К настоящему времени она ратифицирована 193 государствами–членами ООН за исключением Андорры и США (Европейский союз 21.12.1993 г. также присоединился к Конвенции, а 17.02.2014 г. ее членом стал Южный Судан) [2]. В ней человечество берет на себя ответственность за сохранение, устойчивое использование и долгосрочное развитие биологического разнообразия, в том числе принятия мер отслеживания (мониторинга), оценок и организации деятельности по улучшению условий сохранения и восстановления биоразнообразия. Сюда входят также сохранение природных мест обитания, рациональное использование биологических ресурсов, восстановление деградировавших экосистем и исчезающих видов, строгий контроль над современными биотехнологиями, разработка национальных экологических сетей и законодательной институциональной базы. Три цели Конвенции состоят в сохранении биологического разнообразия, устойчивом использовании его компонентов и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. 2. Картахенский протокол по биобезопасности к КБР был разработан в 2000 г. в соответствии с принципом принятия мер предосторожности (Принцип 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию) и вступил в силу 11.09.2003 г. [3]. Это важнейшее международное соглашение, цель которого – содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов (ЖИО), являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению. К началу 2015 г. к нему в той или иной форме присоединились 167 государств–членов ООН и Европейский союз как международная организация в целом [4]. Из крупных биотехнологически развитых государств вне протокола находятся США, Канада, Аргентина и Австралия. Из республик бывшего СССР – только Россия и Узбекистан. Картахенским протоколом по биобезопасности учрежден инструмент, названный Механизмом посредничества по биобезопасности (МПБ), или Biosafety Clearing-House (BCH). Его целью является содействие обмену информацией о ЖИО и оказание помощи сторонам протокола в соблюдении, наилучшим образом, обязательств в рамках этого документа [5]. МПБ обеспечивает глобальный доступ к различной научной, технической, природоохранной, правовой информации и данным по созданию потенциала на всех шести официальных языках ООН. 3. Развитием регламентирования международных отношений в области биобезопасности стал Нагойско–Куала-Лумпурский дополнительный протокол об ответственности и возмещении к КПБ [6], цель которого состоит в оказании содействия сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, учитывая также риск для здоровья человека, путем обеспечения международных правил и процедур в области ответственности и возмещения, связанных с живыми измененными организмами. Этот протокол должен применяться к ущербу, причиняемому живыми измененными организмами, которые интродуцируются вследствие их трансграничного перемещения, преднамеренного или непреднамеренного. К началу 2015 г. его подписали 59 из 168 сторон КПБ, а ратифицировали и сдали документы на хранение – только 28, включая Европейский союз [7]. Очевидно, что положения протокола и предлагаемые оценки ущерба от преднамеренного или непреднамеренного трансграничного перемещения ЖИО еще требуют анализа и доработки, поэтому целесообразность присоединения к нему еще изучается большинством стран–сторон Картахенского протокола. 4. Непростая судьба сложилась у Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к КБР [8]. Стремясь оказать содействие осуществлению третьей цели КБР, Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.) призвал к проведению переговоров по выработке в рамках КБР международного режима поощрения и обеспечения справедливого и равноправного распределения выгод от использования генетических ресурсов. Конференция Сторон Конвенции откликнулась на этот призыв на 7-м совещании в 2004 г., поручив своей Специальной рабочей группе по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод разработать и обсудить международный режим регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод для обеспечения эффективного осуществления статей 15 (Доступ к генетическим ресурсам) и 8j (Традиционные знания) Конвенции и трех её целей. В результате шестилетней работы этой группы 29.10.2010 г. на 10-м совещании Конференции Сторон КБР в Нагое (Япония) был подписан соответствующий протокол, получивший название Нагойского. Его вступление в силу задержалось на три года – до 12.10.2014 г., когда наступил девяностый день со дня сдачи на хранение пятидесятого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. В настоящее время сторонами–участниками НПГР являются 53 страны [9]. 5. Ещё одним международным экологическим регламентирующим документом является Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [10]. Она была принята 25.06.1998 г. в Орхусе, Дания, и вступила в силу 30.10.2001 г. Конвенция защищает права человека на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений, а также на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхусская конвенция – это международный договор, который объединяет экологические и общечеловеческие права. Он устанавливает, что устойчивое развитие государства может быть достигнуто только через вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сторон, включая представителей неправительственных организаций и общественности. Главным положением конвенции является установление взаимодействия между общественностью и государственными органами в демократическом контексте. Орхусская конвенция предоставляет гражданам определенные права и налагает определенные обязанности на государственные органы в области обеспечения доступа к экологической информации, в том числе к информации по ЖИО, и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Конвенция также обеспечивает доступ общественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указанные положения составляют так называемые три «постулата» Орхусской конвенции. Сторонами ОК является большинство республик бывшего СССР за исключением России и Узбекистана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10. Joint Aarhus Convention [Electronic resource] / Cartagena Protocol workshop on public awareness, access to information and public participation regarding LMOs/GMOs. – 08–09 October 2010. – Mode of access: http://www.unece.org/env/pp/gmo.html. – Date of access: 11.11.2013.
| |
Просмотров: 322 | |
Всего комментариев: 0 | |