Рады приветствовать
на сайте нашей конференции
Главная » Статьи » Мои статьи

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»

Внедрение интегрированной системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции на ОАО «Волжский пекарь»

 

Н.А. Разоренова, И.В. Васильева

ОАО «Волжский пекарь», Тверь, Россия

E-mail: Nadusik9025@inbox.ru

 

Предприятие ОАО «Волжский пекарь» ведет свою историю с 1940 года и является ведущим производителем хлебобулочной продукции Верхневолжья. Девиз предприятия: Вкусная, качественная и безопасная продукция в каждый дом!

Руководство ОАО «Волжский пекарь» приняло на себя обязательства обеспечивать соответствие интегрированной системы менеджмента требованиям стандартов ISO 9001:2008 ISO 22000:2005 и постоянно повышать ее результативность. Для этого руководством предприятия была разработана политика в области качества и безопасности, которая включает:

1) Ориентацию на потребителей. Изучение запросов существующих и потенциальных потребителей и обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов с целью более полного удовлетворения потребностей наших клиентов;

2) Непрерывное улучшение качества продукции и предоставляемых услуг и повышение безопасности пищевых продуктов за счет внедрения и поддержания в работоспособном состоянии систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандартов ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005;

3) Регулярное повышение компетентности специалистов нашей компании, ориентация их деятельности на качество работы и профессионализм, вовлечение их в работу по улучшению качества и обеспечению безопасности продукции и услуг;

4) Получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития предприятия в интересах наших клиентов и сотрудников;

5) Взаимовыгодные отношения с нашими деловыми партнерами, отслеживание проблем, возникающих у поставщиков и влияющих на качество и безопасность продукции;

6) Поддержание эффективного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами продуктовой цепи и внутри предприятия;

7)  Повышение эффективности и результативности производства. Освоение новых и совершенствование существующих технологий производства.

Ежедневно предприятие выпускает 200 тонн готовой продукции более 250 наименований. ОАО «Волжский пекарь» непрерывно совершенствуется.

Основными направлениями улучшения являются модернизация инфраструктуры и материально-технического обеспечения предприятия и расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Необходимость внедрения ИСМ была продиктована целым рядом причин:

- упорядочение деятельности предприятия в соответствии с современными тенденциями развития отрасли;

- необходимость увеличения доли на рынке (повышения конкурентоспособности продукции);

- требования предприятий розничной торговли (аудиты поставщика);

- необходимость производить качественную и безопасную продукцию.

Первым шагом внедрения  ИСМ стало определение последовательности и взаимодействия процессов ИСМ. Наиболее важно для предприятия пищевой промышленности внедрение HACCP, так как с 15 февраля 2015 года, с введением в действие ТР ТС 021/2011, выход на рынок пищевой продукции возможен только при наличии на предприятии HACCP. При этом мнение некоторых специалистов о том, что HACCP – слишком сложная для понимания система – на самом деле достаточно спорно, так как при правильном и последовательном подходе к ее внедрению HACCP работает, как часы и не создает дополнительных проблем сотрудникам предприятия. Риски, оказывающие влияние на безопасность продуктов питания можно либо не допустить, либо устранить, либо свести к минимуму скорее в процессе производства, нежели путем контроля готового продукта. HACCP концентрируется только на существенных опасных факторах, которые с достаточной вероятностью могут подвергнуть риску здоровье потребителей. Нужно понимать, что HACCP – достаточно гибкая система. Предприятие может не иметь ни одной критической точки контроля, а безопасность пищевых продуктов обеспечивается только через применение программ предварительных условий.

Для внедрения ИСМ на предприятии необходимо выполнить несколько последовательных действий:

- описать программы обязательных предварительных мероприятий (в основном – требования СанПиНов и отраслевых стандартов),

- составить схему технологических процессов,

- выявить опасные факторы и наиболее значимые из них (они являются «критическими контрольными точками»),

  - разработать план HACCP по всем «критическим контрольным точкам».

Разработка и внедрение системы безопасности пищевой продукции на предприятии затрагивает все службы и весь персонал производства. Этот процесс не ограничивается оформлением документации и созданием внешнего подобия порядка.

Наиболее важным этапом внедрения HACCP является определение критических контрольных точек. Для этого применяют так называемое «дерево принятия решений». Критической контрольной точкой может быть любая стадия, на которой появление опасности может быть предотвращено, либо уменьшено до приемлемого уровня. В целом, критических контрольных точек должно быть так много, как это необходимо, и так мало, насколько это возможно. Чем их больше – тем сложнее ими управлять, результатом чего является «распыление» контроля и снижение его эффективности.

Внедрение ИСМ дает предприятию широкий спектр преимуществ. К внешним выгодам специалисты относят:

- повышение доверия потребителей к производимой продукции;

- возможность выхода на новые рынки, расширение уже существующих рынков сбыта;

- появление дополнительных преимуществ при участии в важных тендерах;

- повышение конкурентоспособности продукции предприятия;

- зарубежные инвесторы охотнее идут на капиталовложения;

- снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества и безопасности продукции;

- создание репутации производителя качественного и безопасного продукта.

К внутренним преимуществам ИСМ относят снижение количества ошибок персонала путем повышения квалификации и внедрения системы аттестации и обучения сотрудников, предотвращения и/или обнаружения брака на ранних стадиях и, как следствие, снижения производственных издержек, вовлечения всего персонала в решение задач в области безопасности конечной продукции, возможность контроля всей цепочки производства, рациональное управление опасными факторами и переход от контролирующих действий к предупреждающим.

Внедрение и работа ИСМ позволяет укрепить авторитет торговой марки и имидж предприятия, повысить уровень доверия потребителей, торговых сетей, надзорных органов и потенциальных партнеров и повысить инвестиционную привлекательность. Но самое главное - вырастает уверенность предприятия в выпуске качественной и безопасной продукции, оптимизируются процессы производства, сокращается количество несоответствующей продукции, увеличивается ответственность персонала.          После внедрения ИСМ каждый специалист и работник точно знает, как ему поступить в той или иной ситуации при возникновении определенных рисков. Все это задокументировано в процедурах и руководстве системы менеджмента качества и безопасности продукции.

Но, разумеется, не все так просто. Предприятие может столкнуться с определенными сложностями. Здесь очень важен вопрос индивидуализированного подхода, а не «списывания у соседа по парте». Допустим, опасные факторы, которые должны быть учтены при внедрении системы, у каждого предприятия могут быть свои.

Кроме того, существует опасность внедрения системы только на формальном, а не на реальном уровне. Ведь в России существуют предприятия, которые внедряют систему только ради получения самого сертификата, что вряд ли может считаться эффективным. Мало внедрить ИСМ - надо еще и следить за ее постоянным функционированием. Не получится перенять документы, процессы, описанные в аналогичной деятельности. Стоит помнить, что ИСМ для каждого предприятия будет своя, поскольку анализ опасных факторов будет напрямую зависеть от опыта компании (сколько было жалоб, каковы причины жалоб, каковы причины внутреннего брака и т. д.), от вырабатываемых продуктов, от используемого оборудования, технологических процессов, степени подготовленности персонала и т. д.».

Если говорить о сложностях, то это чисто человеческий фактор: людям пришлось перестраиваться.  Сотрудникам приходится проходить специальное обучение.

Конечно, сертификат можно быстро оформить через ряд компаний, но их не признают уважающие себя игроки рынка. Важно, чтобы сертификацию проводила аккредитованная компания. Признаваемых органов по сертификации в мире не так уж и много - основными являются BVC, DNV, TUV, LRQI, SGS, Moody Intertek, DQS. Процесс сертификации не быстрый и требует внедрения ряда изменений и инвестиций в менеджмент, в оборудование и технологии производства, а самое главное, в сознание работников.

На сегодняшний день ОАО «Волжский пекарь» прошёл ресертификационный аудит по ISO 9001 и первый этап сертификационного аудита по ISO 22000 в международном органе по сертификации, входящем в рейтинговую систему IQNet.

Важной составляющей успеха в управлении качеством продукции является постоянный процесс повышения квалификации сотрудников. ОАО «Волжский пекарь» уделяет особое внимание обучению персонала. Наши сотрудники регулярно обмениваются опытом со своими коллегами как в России, так и за рубежом. Положительные результаты обучения подтверждены соответствующими сертификатами, аттестатами, а также результатами внутренних и внешних аудитов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sinergetika (12.11.2015)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar